Информационно-аналитический сайт костомукшан - ДУЭЛЬ

КОСТОМУКША И РАСКЛАД ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2002 ГОДА

(автор Герман Андреев)


Начнем с выигравших партий, это, на мой взгляд, местные отделения партий "Единая Россия", Народная партия Райкова, и общественное движение "Согласие" Катанандова.

Перед выборами образовался избирательный блок "Вместе мы сила"", куда вошли вышеупомянутые партии, также руководители ГОКа и ряд горожан, разделяющих идеологию этого блока и, естественно рассчитывающие на предвыборные ресурсы главного финансиста этого блока - комбината. Финансирование было, по меркам города, астрономическим. Были изданы красочные листовки всем членам блока, особенно выделялась тройка кандидатов в ЗС и на пост Главы самоуправления. Создан штаб, где работали PR-щики из Питера (кстати, можете подсчитать - специалистов было не меньше пяти и каждый из них получил, наверняка не менее 3000 долларов США только за один тур). СМИ были под полным контролем этого блока - за месяц до выборов в результате интриги сняли независимого редактора "Новости Костомукши", а редакции, ГОК через "одноразовый" фонд перечислил деньги, установив тем самым свою монополию на информацию в городе. Итоги выборов показали, что прокомбинатовская корпоративная группировка, получила город под свой полный контроль. На практике можно привести такие примеры как принятие удобного Устава города, келейно, без обсуждения. Это уже третье повышение коммунальных тарифов в течение года (Интерес комбината прослеживается в том, что за наш счет, он хочет вернуть долги города ГОКу за тепло) продажа комбинату зданий ресторана и гостиницы.
В городском Совете имеется устойчивая лоббистская депутатская группа, возглавляемая Председателем совета, он же заместитель генерального директора ГОКа, Шаповал В.С.. Группа состоит примерно из 10-11 депутатов при наличии 17 мест - стабильное большинство. Так что, если они захотят сделать местное самоуправление цехом комбината - без проблем.

А местное отделение партии "Единая Россия" возглавляет мэр, бывший заместитель генерального директора ГОКа Юринов М.Н.. Деятельность отделения свелась пока к работе в проправительственой, общественной приемной "Диалог".

Народную партию в городе возглавляет в городе Курохтина В.И. деятельность это организации сводиться пока только в безусловной поддержке правящей партии и своего Карельского лидера Пивненко В.. "Согласие" возглавляемое в городе, вроде бы Коктомовым А.В., активизирует свою деятельность только перед очередными выборами, поддерживая своего вождя Катанандова.

ТО ЛДПР после отъезда одного из лидеров Романенко С. Никак публично себя не проявляет - посмотрим на выборах в ГОС. Думу. Т
О СПС сейчас возглавляет Лыков В. , которые каждый четверг ведут прием населения у себя в офисе.

Повысило свою активность " Яблоко", видимо получив финансовую поддержку из центра. Возглавляет местную организацию Болдырев В.

Эсдеки пока проходят организационный период, оформляя документы по вступлению в СДПР. Возглавляет местное отделение Мешков М. Кстати идеологию этой партии активно используют все названные партии, скромно умалчивая об этом.

Коммунисты пока , наверное, до выборов. Городским лидером является Баринов Н.

Предполагаю, что в канун выборов может появиться "Партия жизни" Миронова, но пока ничего не слышно.

Герман Андреев.

ЗАПАД НАМ ПОМОГ. А НАМ ЭТО НАДО?

(автор Владимир Пучужанин)

В начале девяностых годов костомукшане говорили на эту тему с интересом и вполне верили, что обещанное сбудется, но не сейчас - попозже. В середине минувшего десятилетия местные силовики уже пугали этим горожан: мол, если ЭТО случится, то бандиты всех мастей из разных краев хлынут в Костомукшу. Но в конце девяностых обсуждение темы превратилось в вялотекущий процесс, который уже мало кого интересовал, горожане списали проект в разряд несбывшихся костомукшских надежд. Однако в начале нового века идея ожила, откровением стало известие, что ТАСИС выделил деньги для проекта.

Речь идет о создании в Костомукше свободной экономической зоны. Правда, уже несколько лет название у объекта иное - приграничный индустриальный комплекс (ПИК), поскольку решение о создании СЭЗ может принять только федеральное правительство, а вязаться на такую тему Костомукше с Москвой - дело, конечно, совершенно бесперспективное, тут надо хлопочущим премьер-министра в родственниках иметь. А вот изменение названия, не меняющее сути, позволяет спустить проблему на карельский республиканский уровень, федеральное разрешение уже не требуется.

Что практически может из себя представлять ПИК? Это строго определенная территория, которая находится в ведении специально созданной организации, и на этой территории существуют налоговые льготы для тех предприятий, которые начнут здесь с нуля свою деятельность. То есть ПИК - это способ привлечения инвестиций в данный регион. Почему именно Костомукша, а не, скажем, Сегежа или Беломорск? Во-первых, большое значение имеет приграничное положение города, наличие современного международного автомобильного пункта пропуска. По мысли зачинателей проекта, в Карелии должно быть три ПИКа: кроме Костомукши также в районе Сортавалы и поселка Пяозерский, где тоже есть пункты пропуска через границу с Финляндией (Вяртсиля и Суоперя). Приграничное положение, конечно, в большей степени позволяет рассчитывать на привлечение инвестиций. В данной ситуации Костомукше просто отводится роль пионера, первопроходца, на опыте которого в Карелии будут создаваться другие такие же территории. Во-вторых, в пользу Костомукши говорит строительство железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома, обустройство проходящего через этот город железнодорожно-автомобильного "архангельского коридора" - прямого выхода из Скандинавии в Архангельскую область, Республику Коми, на Урал. Естественно, плюсом является и то, что в городе есть крупное промышленное предприятие, каковым является Костомукшский ГОК, то есть данный населенный пункт располагает солидными производственными мощностями. Ну и, наверное, самая главная причина верховенства Костомукши в деле "пробивания" ПИКа - наличие в этом городе группы толковых, предприимчивых людей, которые несмотря ни на что упорно верили в воплощение идеи свободной экономической зоны на костомукшской земле и развивали этот проект.

В августе 2001 года проект ПИК получил грант ТАСИС в рамках программы содействия малым проектам приграничного сотрудничества. Европейский союз выделил 190 тысяч евро для проведения исследовательских работ по созданию в районе Костомукши приграничного индустриального комплекса. Наивно полагать, что солидные мужи в Брюсселе только и думают, как бы помочь развиваться Карелии. Проектов на получение грантов в ТАСИС поступает множество, далеко не все признаются нужными. Проект ПИК в Брюсселе признали, одобрили. В первую очередь, по моему мнению, это заслуга троих костомукшан: предпринимателя Сергея Баташова, начальника отдела развития территории местной администрации Николая Бигуна и бывшего гендиректора ГОКА, в недавнем прошлом председателя горсовета, а ныне депутата Законодательного собрания Карелии Николая Ершова. Впрочем, надо признать, что помощь Европейского союза вряд ли удалось бы получить без содействия финской стороны. Приграничные округа Финляндии проявили немалую заинтересованность в ПИКе, выделили людей, которые помогли в составлении и оформлении заявки в ТАСИС. Финская сторона принимает самое непосредственное участие в осуществлении проекта, три приграничных округа выделили для исследовательской работы дополнительно к деньгам из Брюсселя еще 48 тысяч евро. Это говорит о том, что на инвестиции из Финляндии ПИК, в случае его развития, может рассчитывать.

И когда же начнут работать предприятия свободной экономической зоны? Схема здесь такова. До июня этого года работает проект, финансируемый по линии ТАСИС (рассчитан на 18 месяцев). Суть его сводится к проведению различных семинаров, на которых изучается опыт существующих территорий, работающих в режиме свободной экономической зоны, и составляются расчеты по ПИК в Костомукше. Координатором проекта утвержден Пааво Керянен (Региональный союз Кайнуу, Финляндия), он же является и распорядителем денег, выделенных Европейским союзом. С российской стороны руководит проектом Сергей Баташов. По завершению проекта ТАСИС должно быть создано АО "Приграничный индустриальный комплекс", которое получит в свое пользование определенную территорию, обустроит ее (подъезды, электроснабжение, инженерные сети) и начнет зазывать инвесторов для размещения новых заводов и фабрик на этой земле, где на стадии становления предприятия получат налоговые льготы. Николай Бигун считает, что от образования АО до начала работы предприятий ПИКа можно уложиться в год.

Что это будут за предприятия? В первую очередь, речь идет о деревообработке - производстве стройматериалов, мебели. Есть наметки производств обработки ягод, грибов, рыбы. То есть, подразумеваются несколько небольших предприятий, которые, тем не менее, в общей сложности могут занять до тысячи человек. И все это может заработать в следующем году. Для Костомукши такое - просто манна небесная, поскольку безработица и ныне является большой бедой города, а через год и вовсе надо будет кричать караул, так как градообразующее предприятие - "Карельский окатыш" - намерено в течение начавшегося года в целях экономии избавиться от почти тысячи работников (сейчас на ГОКе занято более восьми тысяч человек). А деваться людям некуда, новых производств в городе не создается, действующие же почти не развиваются.

До конца первого этапа создания ПИК - проекта по линии ТАСИС - осталось четыре месяца. Вдохновители проекта, по мысли автора этих строк, должны быть бодры, полны новых планов. Увы, это далеко не так. Дело в том, что, убедив Европейский союз в необходимости создания приграничного индустриального комплекса, инициативная группа так и не смогла убедить в этом карельскую власть, - во всяком случае, пока не удалось. А нужен от карельской власти для создания ПИКа закон РК "О приграничных индустриальных комплексах в Республике Карелия". Здесь все просто: инвесторам, создающим на территории ПИКа новые предприятия, нужны гарантии, что эти предприятия действительно будут иметь налоговые льготы. Такой гарантией и должен служить указанный закон, где все это прописано. Проект закона направлен в правительство республики для оценки перед рассмотрением в Законодательном собрании еще летом 2000 года, - так он до сих пор там и лежит. До августа 2001 года все ключевые карельские министерства дали отрицательное заключение по ПИКу и тему практически уже "закопали". Но тут большим чиновникам как снег на голову свалился этот европейский грант, который хочешь не хочешь, а заставил их продолжить заниматься ПИКом. Но закон все равно не приняли. Теперь правительство ссылается на то, что, мол, есть карельский закон об инвестициях - этого достаточно для создания ПИКа. Но этот закон дает право на льготы только по двум налогам: на имущество и на прибыль. Что, по мнению Николая Бигуна, явно недостаточно, не привлечет инвесторов. Ну какой интерес начинающему предприятию в льготе по налогу на прибыль, если прибыли у него еще и в помине нет? Новому предприятию нужны льготы, которые бы реально помогли встать ему на ноги. В общем, оптимизма у проповедников ПИКа все меньше. Сергей Баташов вынужден признать, что вероятность успешного продвижения работ по ПИКу после завершения проекта ТАСИС очень мала, сейчас все зависит от правительства Карелии, которое, увы, по-прежнему не одобряет костомукшскую инициативу.

Конечно, у правительства имеется своя логика. Налоговые льготы, которые даст предложенный законопроект, на несколько лет освободят вновь созданные предприятия от платежей в республиканский бюджет (или полностью, или в значительной их части), чему правительство и противится. Но с точки зрения жителей Костомукши логика эта явно ущербна, поскольку отсутствие закона может означать, что таковые предприятия вообще не появятся, а, значит, не будет новых рабочих мест, которые прежде всего интересуют костомукшан. То же самое, наверное, могут сказать и жители Сортавалы - создание ПИКа в том районе также напрашивается.

Все это грустно еще и по той причине, что наш сосед - Ленинградская область - успешно движется в противоположном направлении тому, которое выбрала Карелия. Правительство Ленинградской области наметило в ближайшее время создать 16 небольших свободных экономических зон (название у каждой свое, понятие СЭЗ тоже не используется), причем четыре из них - в Светогорске, Луге и две в Гатчине - уже созданы, действуют. Естественно, что создание таких территорий поддерживается областной властью принятием соответствующего местного закона. Большое значение созданию и развитию СЭЗ уделяет губернатор Московской области Борис Громов - он называет эту деятельность одним из приоритетов областной администрации. Да и в правительстве России зашевелились, есть информация, что Герман Греф готовит проект федерального закона о свободных экономических зонах.

Сторонники создания ПИКа уверены, что Костомукша все равно вынуждена будет реализовывать этот проект, никуда городу от такой судьбы не деться, если он не хочет захиреть. "Через несколько лет нас будут обвинять, что мы медленно делали ПИК, из-за чего город пострадал, упустил многое в своем развитии, - говорит Николай Бигун. - Да, я уверен, что нас обвинят. Что ж, наверное, эти люди будут правы…"

Владимир Пучужанин

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:

ПРОЩАЙ, КОМБИНАТ! (полная авторская версия)
Там, на неведомых дорожках...
Костомукшские депутаты приняли бюдежт 2003 года и решили сэкономить на детях


Сайт управляется системой uCoz